Налоги

ВРУ: стимулирование деятельности семейных фермерских хозяйств

15 августа 2018 вступил в силу Закон № 2497-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств”, принятый 10 июля 2018 года.

Согласно Закону, лица, которые организовали фермерское хозяйство (в том числе семейное) могут осуществлять свою деятельность также в форме ФЛП, а также стать плательщиками единого налога четвертой группы. Для этого фермеры-предприниматели должны осуществлять деятельность исключительно в пределах фермерского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с Законом “О фермерском хозяйстве”, и соответствовать совокупности таким критериям:

–      заниматься исключительно выращиванием, откормом сельхозпродукции, сбором, отловом, переработкой такой продукции и ее продажей;

–      осуществлять хозяйственную деятельность (кроме поставок) по месту налогового адреса;

–      не использовать труд наемных лиц;

–      членами фермерского хозяйства такого физического лица могут быть только члены его семьи в понимании ч. 2 ст.3 Семейного кодекса;

–      площадь сельхозугодий и/или земель водного фонда в собственности и/или пользовании членов фермерского хозяйства составляет не менее двух и не более 20 га.

Для зарегистрированных в установленном законом порядке фермеров-предпринимателей, которые в течение 10 календарных дней подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения, первый налоговый (отчетный) период начинается с первого числа месяца, в котором произошла государственная регистрация.

Фермеры, которые в налоговом (отчетном) периоде не обеспечили совокупность установленных критериев, обязаны уплатить в текущем году налог исходя из 25 % годовой суммы налога за каждый квартал, в течение которого плательщик находился в четвертой группе. И со следующего налогового (отчетного) квартала перейти на единый налог третьей группы или отказаться от упрощенной системы налогообложения.

Также фермеры могут с четвертой группы самостоятельно перейти в другую группу или отказаться от упрощенной системы, с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, но при условии уплаты налога за текущий год. При этом вернуться в четвертую группу можно будет не ранее чем через два календарных года.

Также Законом предусмотрено введение льгот по уплате единого социального взноса для всех членов фермерского хозяйства, в т. ч. его председателя (доплата ЕСВ за счет Госбюджета в течение 10 лет).

Минфин: обобщающие налоговые консультации в сфере налогообложения НДС

3 августа 2018 года приказом Министерства финансов № 673 утверждены четыре обобщающие налоговые консультации для плательщиков НДС.

  • относительно особенностей налогообложения НДС отрицательной разницы между ценой приобретения (обычной ценой) товара и ценой реализации такого товара на экспорт.

Консультация определяет, что в случае осуществления операции по экспорту товара по цене ниже цены приобретения (обычной цены) такого товара, нулевая ставка НДС применяется к такой операции в целом, при условии подтверждения факта вывоза товаров в соответствующем таможенном режиме надлежащим образом оформленной таможенной декларацией.

  • относительно документального подтверждения уничтожения или разрушения основных производственных или непроизводственных средств.

В консультации приведен перечень документов, которые для целей налогообложения НДС могут подтвердить факт уничтожения или разрушения в результате действия обстоятельств непреодолимой силы и в других случаях ликвидации без согласия налогоплательщика основных производственных или непроизводственных средств, а также в случае ликвидации основных средств в связи с их разборкой или преобразованием другим способом, вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению:

–      сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора);

–      акт, подтверждающий факт пожара согласно положения Порядка учета пожаров и их последствий, утвержденного постановлением Кабинета Министров №2030;

–      данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на основные средства в случае их полного уничтожения согласно порядка, утвержденного ст. 349 Гражданского кодекса;

–      извлечение из Единого реестра досудебных расследований, подтверждающий факт регистрации сведений об уголовном правонарушении, в случае хищения основных средств;

–      другие документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают факт уничтожения, разрушения или хищения основных производственных или непроизводственных средств.

Такие документы налогоплательщик может подать контролирующему органу в общеустановленном порядке по собственной инициативе или по требованию контролирующего органа (или лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом, либо по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения, или средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи).

  • относительно обложения НДС операций по получению постоянным представительством нерезидента финансирования от головной компании — нерезидента.

Консультация оговаривает, что средства, поступающие на счет постоянного представительства нерезидента в Украине от головной компании-нерезидента, не является компенсацией стоимости товаров/услуг, поставляемых таким представительством, и не должны быть объектом налогообложения НДС при получении таких средств, а потому постоянное представительство нерезидента в Украине не определяет налоговые обязательства по НДС и не учитывает их в общем объеме операций для целей обязательной регистрации такого постоянного представительства плательщиком НДС.

  • относительно налогообложения НДС операций банков и других финансовых учреждений по передаче в финансовый лизинг имущества, приобретенного ими в собственность в результате обращения взыскания на такое имущество.

Консультация определяет, что в случае передачи в финансовый лизинг имущества, приобретенного банками или другими финансовыми учреждениями в результате обращения взыскания на такое имущество, такие банки и другие финансовые учреждения:

–      применяют режим освобождения от налогообложения НДС на основании абзаца 2 п. 197.12 НКУ в части стоимости имущества, по которой такое имущество было приобретено в собственность в счет погашения обязательств по договору кредита (займа);

–      начисляют налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НКУ, в случае если при приобретении банком такого имущества суммы НДС были включены в состав налогового кредита;

–      начисляют налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной как положительная разница между ценой поставки и ценой приобретения такого имущества с учетом требований, определенных п. 189.15 НКУ.

ГФСУ: возможность составления сводной налоговой накладной для поставок по договору комиссии

21 августа 2018 года в индивидуальной налоговой консультации от №3634/6/99-99-15-03-02-15/ІПК Государственная фискальная служба дает ответ на вопрос, можно ли составлять сводную налоговую накладную по поставкам в рамках договоров комиссии.

Так, ГФСУ указывает, что если операции по поставке (передаче) товаров в рамках договора комиссии имеют ритмический характер (то есть осуществляются одному контрагенту-комиссионеру не менее двух раз в месяц), то поставщик таких товаров — комитент может составить не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены следующие поставки, сводную налоговую накладную с учетом всего объема поставок товаров такому комиссионеру за такой месяц (в случае, если такой комиссионер является плательщиком НДС).

Периодичность составления налоговых накладных в течение отчетного (налогового) периода на одного контрагента-комиссионера, в том числе и сводных налоговых накладных по операциям по поставке (передаче) товаров в рамках договора комиссии, которые имеют ритмичный характер, может быть предусмотрена в гражданско-правовом договоре с таким контрагентом. В этом случае поставщик-комитент может в течение месяца в соответствии с условиями договора составить несколько сводных налоговых накладных на такого контрагента-комитента.

Предпринимателям

Минфин: изменения в Порядок учета плательщиков налогов и сборов

24 августа 2018 года вступил в силу приказ Министерства финансов № 589 от 27 июня 2018 года, которым внесены изменения в Порядок учета плательщиков налогов и сборов.

В частности, изменения следующие:

–      определен порядок учета в контролирующих органах представительств донорских учреждений в Украине, образование которых предусмотрено международными договорами Украины, после проведения Минэкономразвития их регистрации в Украине.

–      урегулированы действия контролирующих органов в случае установления обособленных подразделений иностранных компаний, организаций, включенных в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины и при этом не состоят на учете в контролирующих органах.

В отношении таких обособленных подразделений контролирующим органом принимаются меры по представлению документов для постановки их на учет и такие налогоплательщики учитываются в контролирующих органах с признаком “плательщик не подал заявления для постановки на учет”.

–      усовершенствованы заявления по форме №1-ОПП, №1-РПП и по форме №5-ОПП;

–      уточнено, что подтверждением прекращения независимой профессиональной деятельности являются сведения (извлечение) соответствующего реестра, в который вносится информация о государственной регистрации такой деятельности, о прекращении или приостановлении, или изменении организационной формы соответствующей деятельности с независимой (индивидуальной) на другую.

–      изложено в новой редакции приложение 11 “Уведомление о постановке на учет / снятии с учета налогоплательщика в связи с изменением местонахождения (места жительства)”.

Минфин: изменения в отчетности по ЕСВ

1 августа 2018 года вступил в силу приказ Министерства финансов № 511 от 15 мая 2018 года, который изложил в новой редакции Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного ЕСВ и его формы.

Отчет по ЕСВ по застрахованным лицам по новой форме (Отчет по форме №Д4) работодатели обязаны подать за отчетный период “август 2018 года”. Предельный срок подачи – 20 сентября 2018 года.

Плательщики ЕСВ – предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и члены фермерских хозяйств суммы своих взносов должны отражать в годовой отчетности, и подавать ее в сроки, установленные в Порядке, т.е. уже в 2019 году.

Минфин: изменения в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

3 августа 2018 вступил в силу приказ Министерства финансов № 565 от 20 июня 2018 года “О внесении изменений в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете”, который внес изменения в Положение № 88.

Основным нововведением является закрепление нормы о том, что несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что:

–      такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;

–      содержат сведения о дате составления документа, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и тому подобное.

Водителям

Укртрансбезопасности: онлайн лицензия на пассажирские перевозки

30 августа 2018 года в Украине заработал Электронный кабинет перевозчика, доступный на интернет-ресурсе e-services.dsbt.gov.ua.

Онлайн-сервис предоставляет доступ для всех предпринимателей, работающих на рынке перевозок, к админуслугам Укртрансбезопасности в электронной форме. В Электронном кабинете доступно пять электронных услуг. Так, грузовые и пассажирские автоперевозчики смогут получать, расширять, суживать и аннулировать лицензии онлайн. Кроме того, перевозчики смогут оперативно сообщать об изменении своих данных: персонале, транспорте, материально-технической базе.

Также в электронном кабинете есть данные Реестра перевозчиков, который ведет Укртрансбезопасность. и любое лицо, введя номер автомобиля, ЕГРПОУ или ИНН владельца, сможет узнать точное название и контактные данные перевозчика, а также наличие, тип и срок действия его лицензии.

Доступ перевозчиков к их Электронному кабинету будет осуществляться с помощью электронной цифровой подписи.

Кроме электронных услуг, электронный кабинет содержит информацию о самом перевозчике, наличии и сроке действия лицензий, транспортных средствах, маршрутах, имеющихся разрешениях и штрафах, наложенных инспекторами Укртрансбезопасности, и т. п.

КМУ: изменения в порядок госрегистрации транспортных средств

Постановлением Кабинета Министров № 637 от 22 августа 2018 года внесены изменения в Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов.

Исключена процедура снятия транспортного средства с учета при переходе права собственности к новому владельцу. Транспортные средства при отчуждении должны быть перерегистрированы.

Кроме того, перечень документов, подтверждающих правомерность приобретения транспортных средств, дополнен договором купли-продажи транспортного средства, заключенного по результатам публичных торгов (аукциона) или электронных торгов, по которым продавцом выступает Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и иных преступлений.

В случае утраты техпаспорта и номерных знаков транспортного средства, переданного в управление Нацагентством, новое свидетельство о регистрации и номерные знаки выдаются на основании заявления управляющего и договора управления.

Также Постановлением Кабинета Министров № 621 от 22.08.2018 года внесены изменения в Порядок № 1388 государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов».

Согласно изменениям, при проведении государственной регистрации (перерегистрации) и снятии с учета транспортного средства, уполномоченные лица сервисного центра МВД будут проверять наличие данных о его собственнике в Едином реестре должников и вносить соответствующую отметку на заявлении собственника. В случае наличия таких сведений в реестре перерегистрация и снятие с учета транспортного средства не производится.

Разное

КМУ: упрощен выезд за границу ребенка с одним родителем

Кабинет Министров Украины постановлением № 619 от 22 августа 2018 внес изменения в порядок выезда с ребенком за границу без согласия второго родителя.

С 28 августа 2018 года родитель (доверенное лицо с удостоверенным нотариусом согласием) имеет право вывезти ребенка в возрасте до 16 лет на месяц при предъявлении решения суда или органа опеки или их копий, удостоверенных нотариально или органом, их выдавшим, в котором определено (подтверждено) место проживания ребенка с выезжающим (уполномачивающим) родителем. Нотариально удостоверенное согласие второго родителя не требуется.

Без согласия второго родителя больше чем на месяц можно будет вывезти ребенка с инвалидностью или ребенка, болеющего тяжелыми заболеваниями. При этом необходимо предъявить следующие документы или их копии, удостоверенные нотариально или органом, их выдавшим:

–      справку, выданную органом ГИС, частным исполнителем, о наличии задолженности по уплате алиментов (если совокупный размер задолженности превышает сумму соответствующих платежей за три месяца);

–      документ, выданный врачебно-консультативной комиссией лечебно-профилактического заведения, в порядке и по форме, установленных Минздравом (если сумма задолженности по алиментам составляет более трех, но не больше четырех месяцев).

Также вывезти ребенка за границу без нотариально удостоверенного согласия второго из родителей можно будет и имея на руках справку о задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за четыре месяца, выданную органом ГИС, частным исполнителем.

При временном выезде из Украины граждан на срок до одного месяца при предъявлении решения суда или органа опеки и попечительства тот из родителей, который намерен выехать с ребенком или уполномочил на это нотариально удостоверенным согласием других лиц, проверяется пограничниками в части отсутствия сведений по нему в перечне сведений о должниках по решениям об установлении свидания с ребенком и устранении препятствий в таковом Единого реестра должников. Если такие сведения в Едином реестре должников есть, пограничник отказывает в пересечении государственной границы с ребенком. При этом пограничник выносит обоснованное письменное решение с указанием причин отказа, один экземпляр которого выдается тому, кому отказано в пересечении границы. Отсутствие возможности проверить в Едином реестре должников наличие таких сведений не может быть основанием для отказа в пересечении границы.

Постановление вступает в силу 28 августа 2018 года одновременно с Законом об усилении защиты права ребенка на надлежащее содержание от 03.07.2018 № 2475-VII (см. выпуск Дайджеста за июль 2018).

Минюст: изменения в Порядок совершения нотариальных действий

Приказом Министерства юстиции № 2785/5 от 27 августа 2018 года внесены изменения в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины № 296/5.

Основные изменения следующие:

–      при совершении нотариального действия лицо в возрасте до 14 лет (ранее — 16 лет) устанавливается по свидетельству о рождении при условии подтверждения родителями (одним из родителей) того, что это лицо является их ребенком.

–      в случае, когда государственная регистрация права собственности на земельный участок (ранее земельный участок не был указан) и объект недвижимого имущества проведена без выдачи документа, удостоверяющегося такое право, или в связи с утратой, повреждением или порчей соответствующего государственного акта на право собственности, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, нотариальное действие в отношении такого имущества совершается на основании информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, полученной путем непосредственного доступа к нему.

–      с целью проверки отсутствия прав малолетних и несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц на пользование отчуждаемым недвижимым имуществом нотариус имеет право дополнительно истребовать от предприятий, учреждений и организаций сведения и документы, необходимые для совершения такой сделки.

–      договоры об отчуждении или залоге движимого имущества удостоверяются нотариусом после проверки отсутствия налогового залога по данным Государственного реестра обременений движимого имущества, о чем изготавливаются соответствующие извлечения.

–      нотариус отказывает в совершении нотариального действия в случаях, предусмотренных Законом «О нотариате» (раньше эта норма предусматривала исключительный перечень оснований для отказа).

–      факт смерти физического лица и время открытия наследства нотариус проверяет путем истребования от наследника свидетельства о смерти, выданного органом государственной регистрации актов гражданского состояния, или по непосредственному доступу к реестру актов гражданского состояния, а также другие изменения.

Минюст: изменения в оформлении админпротоколов

Приказом Министерства юстиции № 2702/5 от 17 августа 2018 года урегулирована процедура по оформлению админпротоколов органами пробации за уклонение от общественно полезных работ.

Должностное лицо органа пробации составляет протокол в следующих случаях:

–      неявки нарушителя к месту выполнения общественно полезных работ в течение двух дней с даты, определенной в направлении уполномоченного органа по вопросам пробации, без уважительных причин;

–      невыхода на общественно полезные работы или отказ выполнять работу, вид которой определен предприятием, учреждением, организацией, более двух раз в течение месяца без уважительных причин;

–      появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Протокол должен быть составлен в течение трех суток с момента установления данных подтверждающие факт правонарушения.

В протоколе указываются место и время совершения правонарушения, его суть, какие именно противоправные действия совершил нарушитель.

Нарушителю направляется вызов в уполномоченный орган пробации с целью получения объяснений и ознакомления с протоколом. Он также может предоставить объяснения и замечания к содержанию протокола, которые вносятся в протокол и удостоверяются подписью или может добавляться отдельно, о чем делается запись в протоколе.

Дело вместе с сопроводительным письмом направляется в районный суд по месту совершения админправонарушения.

КМУ: определен механизм выплаты задолженности по пенсиям

22 августа 2018 года Кабинетом Министров принято Постановление № 649 “Вопросы погашения задолженности по пенсионным выплатам по решениям суда”, которым определен механизм погашения задолженности, образовавшейся в результате начисления пенсионных выплат во исполнение судебных решений за счет бюджетных средств.

Установлено, что для исполнения судебных решений, которыми на органы ПФУ возложено обязательство по начислению (перерасчету) пенсионных выплат, финансируемых из госбюджета, выплата средств, начисленных за период до вступления судебного решения в законную силу, осуществляется в соответствии с Порядком погашения задолженности по пенсионным выплатам по решениям суда.

Очередность исполнения решений определяется датой их поступления в орган ПФУ, определенный судом должником в исполнении судебного решения.

Для подтверждения суммы, подлежащей выплате, орган ПФУ, определенный судом должником в исполнении судебного решения, подает в Фонд:

–      документ, подтверждающий дату поступления судебного решения к должнику;

–      копию судебного решения или исполнительного листа;

–      расчет суммы, подлежащей выплате, удостоверенный руководителем должника или уполномоченным им лицом.

Принятие указанного постановления позволяет обеспечить исполнение решений судов по вопросам начисления (перерасчета) пенсионных выплат, погашения существующей задолженности по их исполнению, а также приводит в соответствие расходную часть бюджета Пенсионного фонда с учетом расходов, необходимых для обеспечения выплаты пенсий, перечисленных в соответствии с постановлением Кабмина “О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц” от 21 февраля 2018 года № 103.

Судебные новости

ВСУ: освобождение от уплаты судебного сбора участников боевых действий

Верховный Суд в составе коллегии судей Второй судебной палаты Кассационного гражданского суда разъяснил, что участники боевых действий освобождаются от уплаты судебного сбора по делам, связанным с нарушением их прав, на основании пункта 13 части первой статьи 5 Закона “О судебном сборе”.

В постановлении по делу № 572/2088/17 разъяснено, что недостатки законодательной техники, которая использовалась законодателем при подготовке Закона “О судебном сборе” не должны влиять на гарантированные государством льготы при уплате судебного сбора, нарушать и ограничивать права участников боевых действий при их обращении в суд, в связи с нарушением любых их прав, независимо от характера, предмета и оснований таких исков.

С 1 сентября 2015 года льготы по уплате судебного сбора участниками боевых действий регулируются на основании пункта 13 части первой статьи 5 Закона “О судебном сборе”, который является специальным Законом и не содержит никаких ограничений для участников боевых действий относительно предмета судебной защиты нарушенных прав.

По мнению Верховного Суда, участник боевых действий должен быть освобожден от судебного сбора в том числе, если дело касается взыскания имущественного и морального вреда, причиненного источником повышенной опасности, и не связано с нарушением прав истца как участника боевых действий.

ВСУ: налоговая консультация как основание освобождения от ответственности налогоплательщика

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда разъяснил, что индивидуальная налоговая консультация, соответствующая законодательству, является основанием для освобождения от ответственности налогоплательщика, действовавшего в соответствии с предоставленными такой консультацией разъяснениями по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства.

В постановлении по делу № 813/2617/15 о признании недействительной налоговой консультации разъяснено, что в соответствии со статьей 53 Налогового кодекса не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультации, в частности, на основании того, что в будущем эти акты были изменены или отменены.

Налогоплательщик может обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия письменную или электронную налоговую консультацию контролирующего органа, которая, по его мнению, противоречит нормам или содержанию соответствующего налога или сбора. Признание судом такой налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой налоговой консультации с учетом выводов суда.

ВСУ: разрешение на выезд ребенка требует указания временных рамок и страны пребывания

Постановлением от 16 августа 2018 года по делу № 766/15686/16-ц Верховный Суд в составе коллегии судей Второй судебной палаты Кассационного гражданского суда разъяснил, что разрешение на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Украины в сопровождении одного из родителей при отсутствии согласия второго родителя на основании решения суда может быть предоставлено на конкретный одноразовый выезд с определением его начала и окончания.

Суд не может разрешить выезд, не определив его временные рамки, а также страну пребывания без согласия и сопровождения отца, поскольку это противоречит действующему законодательству, определяющему равенство прав и обязанностей родителей в воспитании ребенка. Подобное разрешение может привести к фактическому лишению отца возможности принимать участие в воспитании ребенка и общаться с ним.

Таким образом, Верховный Суд подтвердил выводы низших судов о том, что выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Украины без согласия и сопровождения отца является разовым, то есть предоставляется судом на конкретно определенную поездку с конкретно определенным периодом пребывания за границей; нельзя лишить отца возможности знать о местонахождении дочери, условиях проживания и других обстоятельствах жизни ребенка.

ВСУ: подсудность дела по иску к госрегистратору

Большая Палата Верховного Суда постановлении по делу № 810/950/16, пришла к выводу, что иск к госрегистратору о частичной отмене решения о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не может рассматривать административный суд.

Суд указывает, что если нарушение своих прав лицо видит в последствиях, вызванных неправомерными, по его мнению, решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий, и эти последствия привели к возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, носят имущественный характер или связаны с реализацией его имущественных или личных неимущественных интересов, то признание незаконными (противоправными) таких решений является способом защиты гражданских прав и интересов.

В рассматриваемом деле спорные правоотношения возникли в связи с невыполнением условий гражданско-правовой сделки, в том числе решением вопроса правомерности неоднократного перехода права собственности на недвижимое имущество, а значит, существует спор о праве, что исключает возможность рассмотрения этого дела по правилам административного судопроизводства. Спор должен решаться судами по правилам гражданского судопроизводства.

Дайджест за август 2018 pdf