Налоги

КМУ: изменения в Положение об акцизных марках

23 октября 2018 года вступило в силу постановление Кабинета Министров № 844, которым внесены изменения в Положение об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий.

Положением обновило процедуру продажи марок акцизного налога производителям и импортерам алкоголя и табака, в частности:

–      выдача акцизных марок производителям табака будет осуществляется с учетом уплаты акцизного налога в течение пяти рабочих дней с учетом требований п. п. 222.1.2 п. 222.1 ст. 222 Налогового кодекса;

–      обозначение на марках акцизного налога для алкогольных напитков иностранного производства суммы акцизного налога по ставкам, действующим на момент производства марки;

–      запрет контролирующим органам требовать от покупателей марок акцизного налога документы, не предусмотренные Положением;

–      предоставление в электронной форме, вместо бумажной, документов, необходимых для покупки марок акцизного налога;

Минфин: изменения в правила регистрации и применения РРО

1 октября 2018 года вступил в силу приказ Министерства финансов № 773 от 20 сентября 2018 года, который внес изменения в Порядки, утвержденные приказом Министерства финансов № 547 от 14 июня 2016 года:

–      регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации расчетных операций за товары (услуги);

–      регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты;

–      регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций;

–      опломбирования регистраторов расчетных операций.

Кроме того, приказом № 773 изложены в новой редакции формы заявлений, справок с формы №1-РРО “Заявление о регистрации регистратора расчетных операций” и Расчетной книжки до формы №1-ЦСО “Справка об опломбировании регистратора расчетных операций”.

ГФСУ: новые справочники налоговых льгот

Государственная фискальная служба Украины утвердила новые справочники льгот по состоянию на
1 октября 2018, которые применяются при заполнении Отчета о суммах налоговых льгот (приложение к Порядку учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденному постановлением Кабинета Министров № 1233 от 27 декабря 2010 года), а именно:

–      Справочник №90/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета;

–      Справочник №90/2 других налоговых льгот.

В указанных Справочниках дан перечень льгот с указанием их кодов и сроков действия, в частности:

–      по налогу на прибыль предприятий;

–      налогу на добавленную стоимость;

–      по плате за землю;

–      по налогу на недвижимое имущество;

–      по акцизному налогу, местных налогах и сборах.

ГФСУ: остаток регистрационной суммы при возобновлении регистрации плательщика НДС

Государственная фискальная служба Украины в индивидуальной налоговой консультации №4332/6/99-99-15-03-02-15/ІПК от 8 октября 2018 года указала, что на сегодняшний день нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность использования налогоплательщиком, которого восстановлено в реестре плательщиков НДС, в том числе на основании решения суда, вступившего в законную силу, регистрационной суммы, которая числилась у такого плательщика налога на счете в системе электронного администрирования до даты аннулирования регистрации его как плательщика налога.

ГФСУ: база налогообложения НДС при продаже необоротных активов

Государственная фискальная служба Украины в индивидуальной налоговой консультации от 09.10.18 №4360/6/99-99-15-03-02-15/ІПК рассмотрела вопрос относительно определения базы налогообложения НДС операции по продаже необоротных активов (основных средств), которые использовались в хозяйственной деятельности и амортизировались.

При этом фактическая (договорная) стоимость таких активов является меньше стоимости, определенной в отчете профессионального оценщика, но является больше их балансовой стоимости.

Фискальный орган исходит из того, что база налогообложения НДС операций по поставке необоротных активов (основных средств) определяется в соответствии с п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса исходя из их договорной стоимости, но не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции. Только в случае отсутствия учета необоротных активов, база налогообложения определяется исходя из обычной цены.

ГФСУ: право на льготы по ЕСВ у самозанятых лиц-пенсионеров

Государственная фискальная служба Украины в индивидуальной налоговой консультации №4398/К/99-99-13-02-01-14/ІПК от 11 октября 2018 года разъяснила, имеют ли право на льготы по ЕСВ самозанятые лица-пенсионеры.

Для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность и являющихся пенсионерами по выслуге лет, льгот по обязанности начислять и уплачивать ЕСВ Законом Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” № 2464-VI от 8 июля 2010 года не предусмотрено.

Таким образом, указанные плательщики ЕСВ в соответствии с абз. 3 ч. 8 ст. 9 Закона № 2464-VI обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос.

Отчетным периодом является календарный год.

Предпринимателям

Минфин: подтверждение безопасности товаров на таможне

24 октября 2018 года Приказом Министерства финансов № 850 утверждены изменения к Классификатор документов и классификатор видов транспорта, которые используются при оформлении таможенных деклараций.

Приказом актуализирован перечень и названия документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных при перемещении отдельных товаров через таможенную границу Украины. В частности, из перечня документов, подаваемых для таможенного контроля, исключено 15 позиций.

Так, декларанты получают возможность путем внесения в таможенную декларацию соответствующего цифрового кода уведомить таможню о том, что на товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, не распространяются соответствующие запреты и ограничения.

Минфин: возможность регистрации РРО в электронной форме

Минфин приказом № 773 от 20 сентября 2018 года внес ряд изменений в процедуру регистрации и применения РРО и книг учета расчетных операций.

Субъекты хозяйствования смогут регистрировать РРО на основании регистрационного заявления в электронном виде по упрощенной форме (без приложений).

Нововведения начнут действовать после утверждения Минфином порядков ведения реестра экземпляров регистраторов расчетных операций и реестра центров сервисного обслуживания (ЦСО) регистраторов расчетных операций. Также будет введен электронный обмен документами между производителями (поставщиками РРО), субъектами хозяйствования — пользователями РРО, ЦСО и контролирующими органами.

Кроме того, предприятия освободят от обязанности подавать для регистрации РРО копии договоров о техническом обслуживании и ремонте РРО, заключенных между производителем и ЦСО, предприятием и ЦСО (после введения Реестра ЦСО).

После внедрения реестров РРО и ЦСО субъекты хозяйствования получат возможность подавать документы в электронном виде через Электронный кабинет. Порядок и сроки рассмотрения заявлений, поданных в электронном виде, будут такими же, как и для заявлений, поданных в бумажном виде.

Приказ вступил в силу с 1 октября 2018 года.

КМУ: утверждены новые критерии риска для охранных фирм

Постановлением Кабинета Министров № 825 от 10 октября 2018 года утверждены новые критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере охранной деятельности, подлежащей лицензированию, и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Министерством внутренних дел.

Документом устанавливаются более четкие требования для оценки и определения степени риска от осуществления охранной деятельности, в частности, критериями риска являются:

–      срок осуществления лицензиатом охранной деятельности;

–      соблюдение требований Лицензионных условий осуществления охранной деятельности, утвержденных постановлением Кабмина от 18 ноября 2015 № 960 в течение последних трех лет, предшествующих плановому периоду;

–      количество персонала охраны на дату утверждения годового плана проведения плановых проверок;

–      квалификация персонала охраны на дату утверждения годового плана проведения плановых проверок;

–      наличие средств осуществления охранной деятельности на дату утверждения годового плана проведения плановых проверок;

–      вид объектов, охраняемых лицензиатом по состоянию на любую дату в течение последних двух лет, предшествующих плановому периоду.

Кроме того, установлена система баллов, по которым предприятия относят к высокой, средней или незначительной степени риска. Сумма баллов, начисленных по всем критериям, определяет степень риска, от которой зависит частота проверок:

–      от 41 до 100 баллов — высокая (проверки не чаще одного раза в два года);

–      от 21 до 40 баллов — средняя (проверки не чаще одного раза в три года);

–      от 0 до 20 баллов — незначительная (проверки не чаще одного раза в пять лет).

Водителям

ВРУ: штрафы за превышения скорости в местах концентрации ДТП

По сообщению Министерства внутренних дел, с 16 октября 2018 года полицейские начнут привлекать к ответственности водителей за превышение установленных ограничений скорости движения в местах концентрации ДТП и на аварийно-опасных участках дорог международного значения.

Для фиксации нарушений полицейские используют портативные устройства измерения скорости TruCam.

В течение недели патрульная полиция использовала TruCam в пилотном режиме с целью профилактики, чтобы участники дорожного движения привыкли к нововведению.

За превышение скорости более чем на 20 км/ч — штраф — 255 грн. За превышение более чем на 50 км/ч — штраф — 510 грн.

TruCam используется только с размещением дорожных знаков, которые сообщают о фото- видеофиксации нарушений на участках автодорог международного значения и в городах с повышенным уровнем аварийности вследствие превышения скорости. Также в местах фиксации нарушений скоростного режима находятся служебные транспортные средства с включенными маячками синего цвета.

Кроме того, МВД обнародовало карту размещения TruCam.

Разное

ВРУ: изменен порядок обнародования текстов нормативных актов

2 октября 2018 года принят Закон 2578-VIII “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения официального опубликования законов Украины и других нормативно-правовых актов”.

Изменениями предусмотрено, что доведение до сведения населения законов Украины и других нормативно-правовых актов осуществляется путем их:

1)    официального обнародования (опубликования) в соответствии с законом государственными печатными средствами массовой информации и официальными печатными изданиями (официальными изданиями);

2)    освещения аудиовизуальными СМИ;

3)    размещения на официальных веб-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4)    размещения иным способом, определенным законом.

Вместе с тем публикация законов и других актов Верховной Рады Украины в газете “Голос Украины” и постановлений Кабинета Министров в газете “Урядовый курьер” и далее будет считаться официальным обнародованием (опубликованием).

В Закон “О регламенте Верховной Рады” также внесены изменения, согласно которым при выявлении несоответствия опубликованного закона делаются поправки в официальной электронной версии текста акта в базе данных “Законодательство Украины” на официальном веб-сайте Верховной Рады.

ВРУ: особый порядок местного самоуправления продлен до конца 2019 года

5 октября 2018 вступил в силу Закон № 2588-VIII “О внесении изменения в статью 1 Закона Украины » Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”.

Так, действие особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который был введен еще в октябре 2014 года Законом № 1680-VII, продлен до 31 декабря 2019 года.

ВРУ: предусмотрено гендерное равенство при прохождении военной службы

27 октября 2018 года вступил в силу Закон № 2523-VIII “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях” от 6 сентября 2018 года.

Так, согласно Закона, в Украине женщины выполняют воинский долг на равных началах с мужчинами, включая принятие по контракту и призыв на военную службу, прохождение военной службы, прохождение службы в военном резерве, выполнение воинского долга в запасе и соблюдение правил военного учета.

Также женщинам обеспечен равный доступ к должностям и воинским званиям и равный объем ответственности при исполнении обязанностей военной службы. Отменяются ограничения при назначении военнослужащих-женщин в суточный наряд, отправлении в командировку и освобождении от прохождения сборов (кроме беременных военнообязанных женщин).

КМУ: с 1 октября 2018 года изменен порядок назначения субсидий

Постановлением Кабинета министров Украины № 841 от 17 октября 2018 года внесены некоторые изменения в Положение о порядке назначения жилищных субсидий.

Изменениями, которые применяются с 1 октября 2018 года, предусмотрено:

–      для получения субсидии считается лишь отапливаемая площадь жилого помещения, на которую назначается субсидия (ранее считалась общая площадь), и эта площадь не должна превышать 120 м2 для квартир в многоквартирных домах и 200 м2 для частных домов;

–      расширен перечень разрешенных способов использования субсидии. В частности, для оплаты взносов за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета (тепла, воды) или для оплаты за абонентское обслуживание потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам;

–      расширен перечень лиц, кому может быть увеличена на 30% норма жилья, на которую назначается субсидия;

–      изменен перечень доходов, которые учитываются и которые не учитываются при расчете размера субсидии. Так, в качестве доходов будут учитываться денежные переводы, полученные из-за рубежа. Не будут – выплаченные алименты и специальная бюджетная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, рожденного в хозяйствах физических лиц.

–      уточнен расчет среднемесячного дохода граждан, которые получали стипендию или государственную социальную помощь;

–      изменена система расчета совокупного дохода для лиц, которые получали помощь по безработице;

–      изменена система расчета совокупного дохода для физлиц-предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения;

–      субсидия может назначаться сотрудникам, по вине работодателя которых возникла задолженность предприятия по отчислениям государству единого социального взноса на этого сотрудника;

–      без обязательной уплаты ЕСВ субсидию могут получить: безработные в сельской местности, райцентре, поселках городского типа; безработные в городе при условии пребывания на учете в центре занятости;

–      лица, которые имеют долги по уплате алиментов более 3-х месяцев, субсидию получить не смогут (данные об этом будут браться из Единого реестра должников). Это правило не распространяется на лиц, которые являются алко- или наркозависимыми и это может быть подтверждено соответствующими медицинскими документами (справками);

–      при расчете размера субсидии доходы родителей не учитываются в случае назначения субсидий студентам, которые зарегистрированы в общежитиях по месту учебы;

–      в случае развода родителей ребенка, при расчете размера субсидии доходы одного из них не учитываются в случае назначения субсидии второму из родителей с ребенком;

–      расширены полномочия комиссий по назначению субсидий в части полномочий по назначению субсидии с учетом особых условий (к примеру, лицо имело сумму среднемесячной начисленной зарплаты меньше чем размер минимальной з/п не более чем на 10% при условии уплаты ЕСВ; наличие трудоспособных алко- или наркозависимых членов домохозяйства (при наличии справки от врача); легальное пребывание за рубежом с возможностью документально подтвердить получение страхового стажа в других странах путем предоставления легализованных в Украине документов),

а также другие изменения.

ВРУ: квартирный учет внутренне перемещенных лиц

13 октября 2018 года вступил в силу Закон № 2546-VIII “О внесении изменений в Закон Украины “О жилищном фонде социального назначения» относительно условий обеспечения социальным жильем внутренне перемещенных лиц”.

На социальный квартирный учет возьмут внутренне перемещенных лиц, не имеющих другого жилья для проживания на подконтрольной украинской власти территории или жилье которых разрушено (уничтожено) или повреждено до состояния, непригодного для проживания, в результате проведения АТО и осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях.

В Законе “О жилищном фонде социального назначения” установлено, что квартирный учет осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан (для переселенцев — по месту пребывания на учете в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах), имеющих право на получение квартир, усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения.

НБУ: получение клиентами банков услуг при помощи BankID

5 октября 2018 года вступило в силу постановление Правления НБУ № 105 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 3 октября 2018 года которое утверждает новую редакцию Положения о Системе BankID НБУ.

Через Единую национальную систему электронной дистанционной идентификации физических лиц BankID Национального банка (дальше — Систему BankID НБУ) клиенты привлеченных банков могут получить административные (на Едином государственном портале административных услуг), банковские и прочие услуги.

BankID можно будет использовать как инструмент идентификации физлиц для предоставления банковских услуг (например, открытие счета).

В частности, Постановлением определены:

–      условия и порядок подключения, приостановления использования и возобновления работы абонентов (банки, финучреждения, предоставители админуслуг) Системы BankID НБУ, а также порядок пользования этой системой для абонентов и пользователей (физлиц). Юрлица всех форм собственности для предоставления своих услуг также смогут проводить идентификацию пользователей с помощью BankID.

–      процедура прохождения дистанционной идентификации физических лиц;

–      порядок передачи идентификационных данных в Системе BankID НБУ;

–      требования к защите информации в Системе BankID НБУ;

–      организационная структура Системы BankID НБУ.

НБУ: учетная ставка НБУ сохранена на прежнем уровне

Правление НБУ приняло решение оставить учетную ставку неизменной на уровне 18 % годовых. Сохранение учетной ставки на уровне 18 % утверждено решением НБУ от 25 октября 2018 года № 714-рш «О размере учетной ставки».

Судебные новости

ВСУ: реформа судов апелляционной инстанции

Указами Президента от 28.09.18 № 295/2018 и № 296/2018 согласно судебной реформе переведены судьи апелляционных административных и апелляционных хозяйственных судов.

Судьи Донецкого, Харьковского, апелляционного хозяйственного суда переведены на работу на должностях судей Восточного апелляционного хозяйственного суда.

Судьи Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда переведены на работу на должностях судей Центрального апелляционного хозяйственного суда.

Судьи Одесского апелляционного хозяйственного суда — на работу на должностях судей Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда.

Судьи Киевского апелляционного хозяйственного суда — на работу на должностях судей Северного апелляционного хозяйственного суда.

Судьи Ровенского апелляционного хозяйственного суда — на работу на должностях судей Северо-Западного апелляционного хозяйственного суда.

Судьи Львовского апелляционного хозяйственного суда — на работу на должностях судей Западного апелляционного хозяйственного суда.

В свою очередь, судьи апелляционных административных судов переведены в Первый, Третий, Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой апелляционные административные суды.

В связи с созданием новых судов и передачей дел судебные заседания, назначенные в ОААС на первую половину октября 2018 отменены. Об отмене судебных заседаний с 1 октября сообщили и в Днепропетровском апелляционном хозсуде. О переносе дел, рассмотрение которых было назначено с 1 по 11 октября, сообщили также в Донецком апелляционном админсуде.

Этим же Указом Президент также перевел судей:

–      апелляционного суда Волынской области на работу на должностях судей Волынского апелляционного суда;

–      апелляционного суда Днепропетровской области на работу на должностях судей Днепровского апелляционного суда;

–      апелляционного суда Донецкой области на работу на должностях судей Донецкого апелляционного суда;

–      апелляционного суда Житомирской области на работу на должностях судей Житомирского апелляционного суда:

–      апелляционного суда Закарпатской области на работу на должностях судей Закарпатского апелляционного суда и так далее.

ВСУ: правомерность пользования транспортными средствами, ввезенными для транзита

В соответствии с постановлением Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда по делу №689/1980/16-а (принято 1 октября 2018 года) пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые ввезены с целью транзита через таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, установленным ч.2 ст.469 Таможенного кодекса Украины. Таким образом, штраф на таких людей не может быть наложен.

Верховный Суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции об отмене штрафа за нарушение таможенных правил. Автомобилист признал, что ввез автомобиль, зарегистрированный в Эстонии с целью длительного использования на территории Украины и указал режим транзита с целью избежания таможенного оформления. Суд первой инстанции не выявил состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.469 Таможенного кодекса Украины в действиях автомобилиста.

Однако апелляционный суд счел штраф правомерным, поскольку автомобиль не был вывезен в сроки, определенные ст. 95 Таможенного кодекса Украины, им продолжали пользоваться как транспортным средством, таможенное оформление которого не закончено, без разрешения таможни. То есть, апелляционный суд по сути признал, что автомобилистом совершено правонарушение, предусмотренное ст.470 Таможенного кодекса Украины (Недоставка товаров, транспортных средств коммерческого назначения и документов в орган доходов и сборов назначения, выдача их без разрешения органа доходов и сборов или утрата). На момент выявления правонарушения, предусмотренного ст. 470 Таможенного кодекса Украины истек срок привлечения автомобилиста к ответственности, но по ч.2 ст.469 Таможенного кодекса Украины правонарушение имеет длящийся характер, потому апелляционный суд пришел к выводу, что постановление в деле о нарушении таможенных правил принято таможней правомерно.

Кассационный суд, учитывая решение Конституционного Суда Украины
№ 1-рп/2015, считает, что суд первой инстанции обоснованно отменил постановление в деле о нарушении таможенных правил, поскольку в действиях истца отсутствует состав нарушения таможенных правил по части второй статьи 469 Таможенного кодекса.

Дайджест за октябрь 2018 pdf