Налоги

ВРУ: принят закон о Государственном бюджете на 2019 год

23 ноября 2018 года принят Закон № 2629-VIII “О Государственном бюджете Украины на 2019”, которым на 2019 год установлены следующие основные показатели:

Прожиточный минимум в расчете на месяц составит с 1 января 2019 года – 1853 грн., с 1 июля – 1936 грн., с 1 декабря – 2027 грн., а для основных социальных и демографических групп населения:

–      детей в возрасте до 6 лет: с 1 января 2019 – 1626 грн., с 1 июля – 1699 грн., с 1 декабря – 1779 грн.;

–      детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января 2019 – 2027 грн., с 1 июля – 2118 грн., с 1 декабря – 2218 грн.;

–      трудоспособных лиц: с 1 января 2019 – 1921 грн., с 1 июля – 2007 грн., с 1 декабря – 2102 грн.;

–      лиц, утративших трудоспособность: с 1 января 2019 – 1497 грн., с 1 июля – 1564 грн., с 1 декабря – 1638 грн.

Минимальная зарплата с 1 января 2019 года составит:

–      в месячном размере – 4173 грн.;

–      в почасовом размере – 25,13 грн.

Размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в 2019 году не может составлять более 75 процентов уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

ВРУ: изменения касательно ввоза и обложения акцизным налогом легковых автомобилей

25 ноября 2018 года вступили в силу Законы, вносящие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы:

  • № 2611-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обложения акцизным налогом легковых транспортных средств”, который вводит новую модель обложения акцизным налогом легковых транспортных средств,

Закон утверждает формулу для определения ставки акциза: Ставка = Ставкабазовая х Кдвигатель х Квозраст,

где Ставкабазовая — ставка налога на одно транспортное средство:

с бензиновым двигателем до 3000 куб. см — 50 евро, свыше 3000 куб. см — 100 евро;

с дизельным двигателем до 3500 куб. см — 75 евро, а свыше 3500 куб. см — 150 евро;

Кдвигатель — коэффициент, который определяется делением объема цилиндров двигателя внутреннего сгорания на 1000 куб. см;

Квозраст — коэффициент, который равен количеству полных календарных лет с года, следующего за годом производства ТС, до года определения ставки налога (для новых авто, а также использовавшихся до одного полного календарного года, коэффициент равен 1, а для транспортных средств, использовавшихся свыше 15 лет, коэффициент равен 15).

  • Закон № 2612-VIII “О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины”

Изменениями определены условия ввоза авто на таможенную территорию Украины. Документом прописан алгоритм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, предусмотрено создание автоматизированной системы обмена информацией.

Положения, касающиеся использования ТС в предпринимательской деятельности и для получения дохода, а также ответственности за недоставку ТС органам ГФС и нарушение правил ввоза и пользования ТС, и санкции за такие деяния (изменения в КоАП) вступают в силу через 180 дней со дня, следующего за днем его опубликования.

В течение 180 дней со дня вступления в силу Закона таможенное оформление легковых авто, по которым не соблюдены сроки и условия (требования) таможенных режимов временного ввоза или транзита, осуществляется при условии уплаты причитающихся таможенных платежей и добровольной уплаты в государственный бюджет средств в сумме, равной размеру 500 н.м.д.г. (8500 грн). Соблюдение этих условий освобождает лиц, ответственных за соблюдение сроков и условий (требований) таможенных режимов временного ввоза или транзита, от административной ответственности, предусмотренной статьями 470, 481 и 485 Таможенного кодекса, за нарушение таможенных правил.

Увеличиваются штрафные санкции за нарушение сроков перемещения транспортных средств личного пользования в таможенном режиме транзита. Штраф за превышение срока от 10 до 20 суток — 8500 грн, от 20 до 30 суток — 85 000 грн, более чем на 30 суток (а также за утрату) — 170 тыс. грн, или их конфискацию по решению суда. За нарушение сроков перемещения в таможенном режиме временного ввоза. Штраф за превышение срока от 10 до 20 суток — 17 тыс. грн, от 20 до 30 суток — 85 тыс. грн, более чем на 30 суток (а также за утрату) — 170 тыс. грн., или их конфискацию.

ВРУ: изменения в Налоговый кодекс касательно администрирования и изменения ставок налогов

23 ноября 2018 принят Закон № 2628-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов”.

Законом предусматривается, в частности:

–      расширен перечень прав налоговых органов при осуществлении проверки соблюдения налогоплательщиком принципа “вытянутой руки”.

Кроме того, установлено, что срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа “вытянутой руки” прерывается в случае рассмотрения судом исков налогоплательщика по вопросам, связанным с назначением, проведением или предметом такой проверки, до завершения судебных процедур.

Также увеличен срок, в течение которого налогоплательщик может подать жалобу на решение фискального органа. Так, срок подачи возражений и / или дополнительных документов к акту (справке) налоговой проверки увеличен с 5 до 10 рабочих дней, а срок принятия контролирующим органом налогового уведомления-решения по результатам проверки – с 10 до 15 рабочих дней.

–      продление до 2022 года срок освобождения от НДС и акциза электромобилей при ввозе на территорию Украины;

–      увеличение с 1 июля 2019 ставки акцизного налога на табачные изделия на 9 %;

–      ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, не более 0,1% и предоставить право, в случае необходимости, местным советам устанавливать отдельные ставки земельного налога за лесные земли;

–      повышение с 1 января 2019 ставку экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками;

–      увеличение ставки рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и конденсата на 2 процентных пункта и для железной руды – на 0,8 процентных пункта;

–      увеличение ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов на 50 %;

–      отражение в Системе электронного администрирования реализации горючего (СЭАРГ) фактическое движение топлива в разрезе мест хранения (в настоящее время учет осуществляется в разрезе субъектов хозяйствования) с целью повышения контроля за оборотом топлива;

–      введение контроля за целевым использованием авиатоплива и установить ответственность за использование такого товара не по назначению (в случае нецелевого использования горючего применять увеличивающий коэффициент 10).

–      установление нулевой ставки акцизного налога на спирт этиловый, используемый для производства пищевого уксуса, парфюмерно-косметической продукции и продукции технического назначения;

–      производство спирта этилового (в том числе в качестве лекарственного средства), спирта этилового ректификованного виноградного, спирта этилового ректификованного плодового, зерновой дистиллята может осуществляться только на государственных предприятиях, а биоэтанола — на предприятиях всех форм собственности при наличии у них лицензий.

–      нормы об изменениях в администрировании акцизного налога топлива и спирта вступают в силу с 1 июля 2019 года, а ответственность за нарушение указанных норм – с 1 октября 2019;

–      с 1 января 2019 до 31 декабря 2019 (включительно) к ставке рентной платы за пользование недрами для добычи железной руды применяется коэффициент, равный 1,1;

–      операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики признаются налоговыми агентами.

Также предусмотрено обложение НДС посылок, суммарная фактурная стоимость которых превышает эквивалент 100 евро, для одного получателя – физлица, в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях. При этом установлен переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, в течение которого НДС будут облагаться посылки, суммарная фактурная стоимость которых превышает эквивалент 150 евро.

ГФСУ: ведение кассовых документов и кассовой книги в электронном виде

26 ноября 2018 года ГФС предоставила индивидуальную налоговую консультацию № 4970/6/99-99-14-05-01-15/ІПК по вопросу, можно ли вести кассовые документы и кассовую книгу в электронном виде и подписывать ЭЦП, в которой указано следующее.

Кассовые документы — это документы (кассовые ордера и ведомости на выплату наличных, расчетные документы, квитанции программно-технических комплексов самообслуживания, сведения о закупке сельскохозяйственной продукции, другие приходные и расходные кассовые документы), с помощью которых в соответствии с законодательством Украины оформляются кассовые операции, отчеты об использовании средств, а также соответствующие журналы установленной формы для регистрации этих документов и книги учета.

Учреждением/предприятием при наличии сертификата открытого/усиленного ключа применяется электронная цифровая подпись юридического лица при предоставлении услуг в электронной форме или при осуществлении информационного обмена с другими субъектами электронного взаимодействия. Кассовые документы могут быть бумажными или электронными.

Электронные кассовые документы должны оформляться в соответствии с требованиями законодательства в сфере электронного документооборота. Учреждения/предприятия при условии обеспечения надлежащего хранения кассовых документов имеют право вести кассовую книгу в электронной форме с помощью компьютерных средств. Программное обеспечение, с помощью которого ведется кассовая книга, должно обеспечивать визуальное отражение и распечатку каждой из двух частей листа кассовой книги, которые по форме и содержанию должны воспроизводить форму и содержание кассовой книги в бумажном виде.

В то же время ГФС указали, что в связи с тем, что с 07.11.2018 вступила в силу новая редакция Закона Украины “Об электронных доверительных услугах” (более подробно далее в данном выпуске Дайджеста), данный вопрос требует дополнительного изучения.

Предпринимателям

ВРУ: вступил в силу Закон об электронных доверительных услугах

7 ноября 2018 года вступил в силу Закон № 2155-VIII “Об электронных доверительных услугах”, который был принят еще 5 октября 2017 года.

Предпосылкой к принятию данного Закона является вступление в силу Регламента (ЕС) № 910/2014 Европейского Парламента и Совета от 23 июля 2014 года об электронной идентификации и доверительных услугах для электронных транзакций, в пределах внутреннего рынка.

Закон направлен на урегулирование трансграничного использование онлайн-услуг, что создает условия для безопасной электронной идентификации и аутентификации, а также взаимного признания электронной подписи, электронных документов и услуг.

Электронной доверительной услугой признается услуга, которая предоставляется для обеспечения электронного взаимодействия двух или более субъектов, которые доверяют предоставителю электронных доверительных услуг по предоставлению такой услуги.

Документом установлено, что электронные доверительные услуги предоставляются, как правило, на договорных началах. В состав электронных доверительных услуг входят:

–      создание, проверка и подтверждение усовершенствованной электронной подписи или печати;

–      формирование, проверка и подтверждение действия сертификата электронной подписи или печати;

–      формирование, проверка и подтверждение действия сертификата подлинности веб-сайта;

–      формирование, проверка и подтверждение электронной отметки времени;

–      регистрируемая электронная доставка;

–      хранение усовершенствованных электронных подписей, печатей, электронных меток времени и сертификатов, связанных с этими услугами.

Законом предусматривает электронную подпись, усовершенствованную электронную подпись и квалифицированную электронную подпись.

Закон предъявляет специальные требования к квалифицированным предоставителям доверительных электронных услуг. Чтобы получить этот статус, заявитель (который может быть физическим или юридическим лицом) должен, помимо прочих организационных и технических мер, осуществить аттестацию своей комплектной системы защиты информации.

Аккредитованные центры сертификации ключей, созданные по Закону об электронной цифровой подписи, получают данный статус автоматически и должны быть внесены центральным удостоверительным органом в Доверительный список автоматически в течение года после вступления Закона в силу.

Квалифицированные поставщики электронных доверительных услуг могут осуществлять деятельность при условии внесения средств на текущий счет со специальным режимом использования в банке или страхования гражданско-правовой ответственности для обеспечения возмещения вреда, который может быть нанесен пользователям таких услуг или третьим лицам.

КМУ: формы регистрационных документов для получения электронных доверительных услуг

В связи со вступлением 7 ноября 2018 г. Закона Украины “Об электронных доверительных услугах” № 2155-VIII, а также с целью обеспечения стабильной работы АЦСК ИСД,  ГФС приказом Информационно-справочного департамента ГФС “Об утверждении форм регистрационных документов для получения электронных доверительных услуг” № 121 от 5 ноября 2018 года утверждены новые формы регистрационных документов:

–      Договор о предоставлении электронных доверительных услуг;

–      Регистрационная карточка для физического лица;

–      Регистрационная карточка для юридического лица;

–      Приложение к Регистрационной карточке;

–      Заявление об изменении статуса усиленного сертификата открытого ключа;
Приложение к Заявлению об изменении статуса усиленного сертификата открытого ключа.
Новые формы регистрационных документов для получения услуг ЭЦП необходимо использовать с 7 ноября 2018 г.

Формы регистрационных документов предыдущего образца будут приниматься удаленными пунктами регистрации пользователей АЦСК ИСД ГФС до 6 ноября 2018 года включительно.

Начиная с 7 ноября 2018 г. физические лица и субъекты хозяйствования частного права могут получить электронные доверительные услуги от АЦСК ИСД ГФС исключительно при их личном присутствии.

КМУ: изменения в дотировании фермерских хозяйств

7 ноября 2018 года вступили в силу Изменения в Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления финансовой поддержки развития фермерских хозяйств внесенные постановлением Кабинета Министров Украины № 911 от 24 октября 2018 года.

Порядок дополнен новыми направлениями поддержки: предоставление бюджетной субсидии для членов фермерских хозяйств в 2018 году и поддержка новых фермерских хозяйств на 1 га.

Расширены виды направлений деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, которые могут воспользоваться господдержкой.

Предусмотрена возможность предоставления бюджетной субсидии для новых фермерских хозяйств в размере 3 тыс. грн. на 1 гектар. Максимальный размер субсидии – 60 тыс. грн. на одно фермерское хозяйство.

Кроме того, бюджетная субсидия будет предоставляться на каждого члена фермерского хозяйства в размере 5,5 прожиточного минимума (до 30 тыс. грн.).

Расширен перечень банков, через которые осуществляется поддержка (через уполномоченный банк, который подписал с Минагрополитики Меморандум об общих принципах сотрудничества).

Водителям

ВРУ: вводится упрощенный порядок оформления лиц и транспортных средств

16 ноября 2018 года вступило в силу изменения в типовые технологические схемы осуществления таможенного контроля и пропуска через государственную границу, утвержденные постановлением Кабинета Министров № 948 от 24 октября 2018 года, которыми на всех автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Украины вводится упрощенный порядок оформления лиц и транспортных средств.

В частности, установлено, что последовательность осуществления пограничного и таможенного контроля может меняться. Указанные виды контроля могут также осуществляться одновременно. Последовательность проведения видов контроля определяется технологической схемой пропуска лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу.

Также ГФС предоставили право определять структуру и формат представления предварительной информации таможенным органам путем заключения соглашения об информационном обмене и соответствующего протокола с каждой из агентских организаций (с каждым из морских агентов).

Ожидается, что такое решение сократит время прохождения контрольных процедур и уменьшит влияние человеческого фактора при проведении пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска с целью минимизации коррупционных рисков.

Разное

ВРУ: введено военное положение на 30 дней

26 ноября 2018 года принят Закон № 2630-VIII “Об утверждении Указа Президента Украины” О введении военного положения в Украине”.

Согласно Указа № 393/2018 в Украине введено военное положение с 14 часов 00 минут 26 ноября 2018 сроком на 30 суток до 14 часов 00 минут 26 декабря 2018.

Военное положение введено в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

В связи с введением в Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные ст.  30 — 34, 38, 39, 41 — 44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, которые необходимы для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренные ч.  1 ст.  8 Закона № 389 “О правовом режиме военного положения”.

Кабинету Министров Украины поручено ввести в действие план введения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине.

Закон вступил в силу 28 ноября 2018 в связи с его опубликованием в газете “Голос Украины” от 28 ноября 2018 года № 226.

В постановлении Правления Национального банка Украины от 28 ноября 2018 г. № 132 “Об особенностях функционирования банковской системы Украины в условиях особого периода» указано, что на время военного положения, введенного сроком на 30 дней в 10 областях Украины, банковская система будет работать в обычном режиме.

НБУ в случае необходимости будет принимать отдельные решения о порядке, объемах и сроках введения дополнительных мероприятий, обуславливающих функционирование банковской системы Украины в особый период.

ВРУ: введена ответственность за незаконное пересечение государственной границы

10 ноября 2018 года вступил в силу Закон № 2599-VIII “О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно ответственности за незаконное пересечение государственной границы Украины”.

Так, Уголовный кодекс дополнен новой статьей 332-2, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение государственной границы Украины.

За пересечение границы Украины с целью причинения вреда интересам государства или лицом, которому запрещен въезд на территорию Украины, или представителями подразделений вооруженных сил или других силовых ведомств государства-агрессора любым способом вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска через государственную границу Украины без соответствующих документов или по документам, содержащих недостоверные сведения, предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет.

За повторное незаконное пересечение или пересечение группой лиц грозит лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Указанные действия, совершенные с насилием или с применением оружия, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

ВРУ: упрощена экстрадиция международных преступников

4 ноября 2018 года вступил в силу Закон № 2577-VIII “О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей”.

Таким образом, усовершенствуется существующая процедура экстрадиции из Украины правонарушителей, разыскиваемых компетентными органами иностранного государства для проведения расследования по уголовному производству или исполнения приговора.

Правонарушитель получит право просить о применении в отношении него упрощенного порядка выдачи сразу же после задержания в связи с пребыванием в международном розыске, не дожидаясь поступления формального запроса об экстрадиции. Предоставляя согласие на экстрадицию, он вправе отказаться от применения специального правила пределов уголовной ответственности.

Если задержанный согласился на экстрадицию и отказался от применения специального правила пределов уголовной ответственности, суд решает вопрос об утверждении такого согласия и применении экстрадиционного ареста или отказывает в этом.

Упрощенный порядок выдачи не будет применяться в случае привлечения лица к уголовной ответственности или отбывания наказания на территории Украины, если есть основания полагать, что выдача может противоречить интересам защиты национальной безопасности Украины или что разыскиваемый является гражданином Украины.

Закон № 2090-VIII “О ратификации Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей” вступил в силу также 4 ноября 2018 года.

ВРУ: изменения в УПК касательно защиты прав при осуществлении досудебного расследования

4 ноября 2018 года вступил в силу Закон 2548-VIII “О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования” от 18 сентября 2018 года.

Законом, в частности, вводится персональная ответственность сотрудников правоохранительных органов, которые приняли незаконное решение в ходе расследования уголовного дела, которое впоследствии отменено судом.

Участники уголовного судопроизводства получат право обращаться в суд с требованием о закрытии уголовного дела в случае нарушения сроков досудебного расследования, а также заявлять ходатайства следователю, прокурору о закрытии уголовного производства в случае существования неотмененного постановления следователя, прокурора о прекращении уголовного производства в отношении того же деяния, которое расследовалось с соблюдением требований подследственности.

Определение следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.

КМУ: оформление электронных виз

Кабинет Министров Постановлением № 954 от 14 ноября 2018 года принял изменения к Правилам оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию принятым правительственным.

С 1 января 2019 года предусматривается ряд изменений, в частности:

–      отмена оформления иностранцам туристических и деловых виз в пунктах пропуска через государственную границу в международных аэропортах “Борисполь”, “Киев” (Жуляны) и “Одесса”, поскольку таким путешествующим с апреля 2018 года МИД централизованно оформляет электронные визы;

–      увеличение тарифной ставки консульского сбора за оформление электронных виз с 65 до 85 долл. США;

–      Виза в электронном виде оформляется сроком до 30 дней для въезда в Украину, помимо деловой и туристической целей, также с частной целью, для лечения, осуществления деятельности в сфере культуры, науки, образования, спорта, а также представителям СМИ.

Судебные новости

КСУ: постановление об административном аресте подлежит апелляционному обжалованию

23 ноября 2018 года Конституционный Суд Украины в своем решении № 10-р/2018 признал неконституционными положения Кодекса об административных правонарушениях относительно вступления в законную силу с момента вынесения постановлением суда о применении административного ареста. Соответственно постановление об аресте может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Конституционный Суд Украины не усматривает во вступлении в законную силу постановлениями о применении административного ареста и исполнении этих постановлений до окончания срока на их апелляционное обжалование такой общественной необходимости, которая оправдывала бы связанное с этим ограничение прав на судебную защиту и апелляционный пересмотр дела, и считает, что такое ограничение не согласуется с принципом верховенства права, не отвечает критериям разумности, пропорциональности, обоснованности.

Таким образом, положения части первой статьи 294, статьи 326 Кодекса, которыми установлено, что постановление районного, районного в городе, городского или горрайонного суда (судьи) о применении административного ареста вступает в законную силу в момент его вынесения и исполняется немедленно, устанавливают ограничение прав на судебную защиту и апелляционный пересмотр дела, гарантированных частью третьей статьи 8, частями первой, второй статьи 55, пунктом 8 части второй статьи 129 Конституции Украины и противоречат Конституции.

Нормы, признанные неконституционными, утратили действие со дня принятия Конституционным Судом Украины этого решения 23 ноября 2018 года.

ВСУ: неприменение штрафных санкций к плательщикам единого взноса на территории АТО

6 ноября 2018 года Большая Палата Верховного Суда рассмотрела образцовое дело относительно ответственности за несвоевременную уплату единого взноса предприятиями, которые находятся на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, где проводится антитеррористическая операция.

Большая Палата ВСУ в Постановлении по делу № 812/292/18 (Пз/9901/22/18) разъяснила, что факт пребывания плательщиков единого взноса на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории проведения АТО, является основанием для приостановления применения мер влияния, взыскания и ответственности за нарушение Закона № 2464-VI в период с 14 апреля 2014 года до окончания операции. Напомним, Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция был утвержден распоряжением Кабинета Министров от 30 октября 2014 года № 1053-р.

Норма Закона № 2464-VI о запрете привлечения к ответственности за невыполнение обязательств плательщика единого взноса является нормой прямого действия. Таким образом, орган доходов и сборов не имеет права требовать сертификат Торгово-промышленной палаты Украины для освобождения от штрафа или пени за несвоевременное или не в полном объеме начисление, исчисление или уплату единого взноса.

Выводы Большой Палаты по этому образцовому делу применяются в административных делах по искам к органам доходов и сборов об отмене решения о применении штрафных санкций и начислении пени за невыполнение обязательств плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 года до окончания АТО на основании ч. 10 и п. 2 ч. 11 в. 25 Закона № 2464 — VI.

ВСУ: дайджест судебной практики касательно юрисдикции споров с госрегистратором

Верховный Суд обнародовал внеочередной дайджест судебной практики Большой Палаты касательно постановлений об отступлении от правовых позиций относительно юрисдикции дел касаемо отмены государственной регистрации.

В постановлении от по делу № 823/2042/16 Большая Палата пришла к выводу, что обжалование решения о государственной регистрации права аренды земельного участка непосредственно связано с защитой истцом своего гражданского права в споре относительно земельного участка и что, учитывая субъектный состав сторон спора, он должен решаться по правилам хозяйственного судопроизводства.

Большая Палата Верховного Суда отступила от правовых заключений, изложенных по делам № 817/567/16 и № 826/9928/15, № 808/8972/15, № 826/4460/17, № 815/4618/16, № 804/20728/14, № 823/378/16 относительно принадлежности к юрисдикции административных судов исков лиц, которые не были заявителями совершения регистрационных действий, к государственному регистратору об отмене его решений или записей в государственном реестре касательно регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их обременений.

Большая Палата определила, что такой критерий определения юрисдикции спора как нарушение госрегистратором требований регистрационного законодательства во время регистрации прав на земельный участок не всегда является достаточным и эффективным, ведь наличие этих нарушений можно установить лишь при рассмотрении дела по существу, а не на момент обращения с исковым заявлением. Кроме того, отмена государственной регистрации права, принадлежащего одному лицу, по заявлению другого лица в порядке административного судопроизводства не позволяет окончательно решить спор. Поэтому не выполняется основное задание судопроизводства. В таких спорах вопрос правомерности заключения гражданско-правовых договоров, на основании которых осуществлены регистрационные действия, обязательно возникнет перед судом, решающим спор, независимо от того, заявил ли истец требование относительно обжалования таких договоров. Следовательно, в указанной категории дел решаются споры о гражданском праве между лицами, которые требуют отмены государственной регистрации, и лицами, за которыми зарегистрировано право или обременение. А потому должны рассматриваться судами хозяйственной или гражданской юрисдикции в зависимости от субъектного состава сторон спора.

КМУ: вызов подозреваемого посредством размещения повестки в газете “Урядовий кур’єр” с 2019 года

Кабинетом Министров распоряжением № 848-р от 14 ноября 2018 года определено печатное средство массовой информации общегосударственной сферы распространения — газета «Урядовий кур’єр», в которой в 2019 году будут размещаться повестки о вызове подозреваемого, обвиняемого и информация о процессуальных документах.

Распоряжение направлено обеспечить, в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины, публикацию информации о процессуальных документах и повестках о вызове подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых осуществляется специальное досудебное расследование или специальное судебное производство.

Дайджест за ноябрь 2018 pdf